Прокладка трубопровода или магистральной канализации не может выполняться при помощи цельного куска материала. До настоящего времени было разработано много методов, при помощи которых производится соединение отдельных отрезков. Наиболее продвинутой является электромуфтовая сварка труб.
Что это
Суть метода заключается в том, что соединительный фитинг имеет в себе электрическую спираль. Она может быть полностью открытой, частично заглубленной или скрытой. Нагревательный элемент имеет два выходящих наружу контакта, к которым подключается сварочный аппарат. На заданный промежуток времени подается указанное значение вольтажа. Внутренняя часть соединителя и вставленный отрезок трубы под действием температуры переходит в жидкое состояние. Наружная стенка не прогревается до такой степени и сохраняет упругость, что заставляет вещество двигаться вниз, вследствие чего образуется монолитная конструкция.
Процесс электромуфтовой сварки
Муфты изготавливают из трех видов пластика: полиэтилен, полипропилен, полибутен. Для монтажа газовых магистралей обычно применяют только первый вариант.
Обратите внимание! На фитинги наносится маркировка, которая информирует оператора о том, какое напряжение и на какой промежуток подавать. Также указывается время остывания готового стыка. Дополнительно в конструкции предусматриваются специальные индикаторы, которые сигнализируют о завершившемся процессе.
Преимущества
Этот технологичный метод несет в себе много положительных сторон:
Во время сварки не уменьшается внутренний диаметр труб. Это означает, что его можно применять не только в тех случаях, когда в системе имеется напор с постоянным давлением. Дренажные и ливневые системы не будут исключением.
Благодаря продуманной инструментальной базе человеческий фактор сводится к минимуму при выполнении всех требуемых операций.
Этот метод более приемлем при необходимости сцепления двух труб большого диаметра.
Электромуфтовая сварка будет незаменима, когда требуется ремонт магистрали, а сместить трубы в горизонтальной плоскости не представляется возможным.
Препятствием для сочленения не станет также случай, когда обе или одна из труб усилена армирующими включениями. При стыковой сварке нет гарантии такой прочности шва.
Трубы из сшитого полиэтилена обычно соединяются механическим способом. ЗН сварка дает возможность воздействовать на молекулярные связи, обеспечивая высококачественный шов.
Сборка трубопровода с множеством отводов может производиться прямо по месту, без необходимости предварительного соединения и установки уже готовой конструкции.
Экономия электрической энергии по сравнению с другими видами.
Преимущество сварки изделий из разных марок полиэтилена, а также различного диаметра.
Инструментарий
Для того чтобы весь процесс проходил без запинок, необходимо иметь при себе специфический инструмент:
Сварочный аппарат. Для этого вида сварки был разработан уникальный агрегат. Он основан на технологии полупроводников, поэтому потребляет на порядок меньше электричества, чем другие его аналоги. Обычно для таких агрегатов указывается максимальный и минимальный свариваемые диаметры. Предусмотрен сканер штрихкодов, который автоматически заносит данные о конкретном виде соединения, это также можно сделать вручную. Данные о каждом пройденном стыке заносятся в память, чтобы оператор или контрольная группа могли получить сведения. Возможно наличие встроенного последовательного или USB-порта, к последнему можно подключить флеш-накопитель для переноса настроек или данных. На передней панели обычно находится дисплей, который отображает текущие параметры. В комплекте с некоторыми агрегатами идут наконечники различного сечения.
Позиционер. Небольшое металлическое приспособление в виде планки, которая обладает несколькими зажимами. Этот инструмент дает возможность расположить патрубки в одной плоскости для выполнения сварочных работ. Он также предназначен для того, чтобы исправить овальность. Для этих целей также может применяться отдельный хомут.
Труборез. Обычно используют дисковый. Именно он дает возможность выполнить ровный срез, что является требованием.
Скребок. Небольшая рукоятка с лезвием. Также это может быть приспособление с несколькими модулями. Один из них помещается в трубу, второй, на котором находится режущая головка, подсоединяется и при вращении снимает верхний слой. Эта процедура необходима не для того, чтобы создать шероховатую поверхность, а для снятия окисленной части патрубка.
Рулетка или линейка.
Очиститель. Он необходим, чтобы удалить грязь и жир. Нужно использовать специально разработанный для конкретного вида труб. Нельзя применять обычный спирт или ацетон.
Маркер. Используется водостойкий белого или яркого цвета, чтобы наносить не только разметку, но и некоторые данные на место спайки.
Обратите внимание! Для седловой врезки дополнительно применяется специальный бур, а также шестигранный ключ и отвертка для фиксаторов.
Монтаж
Процесс спайки не очень сложный, но требует определенной аккуратности, внимания и усидчивости.
Если есть время до выполнения работ, то желательно за сутки выпрямить трубу, размотав из бухты, это поможет частично исправить овальность.
Первое, что необходимо сделать – обрезать край трубы. Для этих целей можно, но нежелательно, применять ножовку. Торец получается шероховатым. Применяйте дисковый труборез, он обеспечит правильную плоскость.
Далее выполняется разметка. Необходимо нанести линию, до которой будет надет фитинг. От нее сделать запас еще в 1–2 см и обозначить.
При помощи скребка или механического очистителя оксида снять верхний слой. Для труб, диаметр которых не превышает 63 мм, он составляет 0,1 мм. Если внешний диаметр больше, тогда снимать нужно 0,2 мм.
Теперь труба обрабатывается растворителем и помещается в позиционер. Ее необходимо хорошо зафиксировать и исправить овальность. На фитинг не должна оказываться нагрузка на излом. Позиционер должен компенсировать ее.
Надевается муфта (она также должна быть обработана раствором изнутри). Если диаметр трубы очень большой, тогда муфта натягивается на свой полный размер. Подводится второй патрубок и фитинг сбивается до половины своей глубины. Закладная спираль должна всей своей площадью находиться на участке трубы, чтобы обеспечить правильный сплав.
После соединения двух труб подключается сварочный аппарат. Считываются необходимые параметры сканером или вводятся вручную. Запускается процесс. Важно помнить, что в полный цикл входит также время остывания. Если раньше времени снять зажим, то герметичность будет нарушена.
Когда все задачи закончены, на соединение наносятся данные о времени и дате, а также операторе.
Монтаж седловой врезки имеет похожий алгоритм. Очистка производится по месту монтажа, но не по всей окружности, а только площади спайки, которая будет перекрыта спиралью. После зачистки надевается седелка и прочно зажимается. Производится сваривание. Дальше при помощи дополнительного инструмента выполняется рез. При помощи заглушки закрывается технологическое отверстие и наносится метка.
Обратите внимание! Для снятия оксида не используйте наждачную бумагу или непредназначенные скребки. Вы просто поцарапаете поверхность, но не добьетесь желаемого результата.
Типичные ошибки
В некоторых случаях происходит разгерметизация соединения. Это может быть обнаружено уже при завершении полного монтажа. Такое происходит по следующим причинам:
Оператор не компенсировал овальность. Это может привести к тому, что расплавленный пластик не заполнит все пространство.
Зачистка производилась не при помощи скребка. Результатом будет то, что муфта и труба не образуют монолитную спайку.
Труба находилась под углом к фитингу. Последствием будет вытекание жидкого пластика.
Фитинг был надет не полностью. Закладная спираль не расплавит достаточное количество сочленяемой поверхности.
Не было произведено обезжиривание или после него к месту очистки прикасались руками. Соединение не будет герметичным.
Для соединения труб ПНД также применима эта инструкция. Этот метод намного лучше использования фитингов с механическим зажимом, которые не могут обеспечить идеальной герметичности.
Видео
В предоставленных видеоматериалах показан технологический процесс электромуфтовой сварки труб: